С обратной связью и поддержкой преподавателя
Дар Свыше или «может каждый»?
Как-то раз, когда я ещё училась в колледже, у меня с моей приятельницей состоялся разговор о музыкальном слухе. Мы обсуждали один таинственный вопрос: можно ли научиться петь, если «слуха нет», в ноты не попадаешь, и даже не слышишь, что попадаешь.
Я на правах бывшей участницы хора, куда я пошла петь во втором классе школы и пропела 1,5 года, решила, что могу с «полной уверенностью» сказать, что если «слуха» нет, то нет! Это талант! И если от природы не дано, то петь научиться невозможно! И точка! Откуда такая уверенность, остаётся только догадываться.
Возможно, мне нравилось это чувство мнимого превосходства, поэтому я так и ответила. Я то в ноты попадала, по счастливому стечению обстоятельств.
Конечно же теперь я так не считаю. Я глубоко заблуждалась. С кем не бывает...
Музыкальный слух не исключительная способность и удел избранных. Почему? Попробуем поразмышлять...
Недавно я очень увлеклась прочтением книги Бережанского - П.Н «Абсолютный Слух». Мне понравилась одна рациональная и светлая мысль у автора. Хочется поделиться с вами ею в своей интерпретации.
Внимание, ШОК новость! Если углубиться в прошлое, мы увидим, что по различным сведениям из открытых источников музыкальные системы- лады придумали и оформили... люди!
К примеру, если сыграть все 7 белых клавиш от ноты «до»: до-ре-ми-фа-соль-ля-си, мы получим всеми горячо любимый и известный нам мажорный лад от нотки «до» или «мажор». Также есть и другие лады, образно говоря, домики, в которых живет музыка.
Сделано это для того, чтобы несколько человек или оркестр могли играть одно и тоже одновременно. Т.е это определенный язык, который был сформирован, чтобы на нем можно было общаться. Если бы его не было, то игра музыкантов была бы похожа на общение иностранцев, говорящих на своём родном языке, пытающихся вместе что-то рассказать или решить важную задачу мирового масштаба. И ничего кроме какофонии мы бы не услышали.
Когда-то, давным давно люди не знали ни названий нот, ни скрипичных ключей, но пели и подражали звонким голосам птиц и животных, а может и другим звукам природы, таким как: свист ветра, раскаты грома или шум моря...
Как думаете, поёт ли птица какую-то конкретную, известную нам ноту? Очень может быть, но скорее всего это будет не точная нота из известных нам, не абсолютная.
И если забыть всю нашу музыкальную теорию и прислушаться к окружающему нас миру, по настоящему, никуда не торопясь, мы поймём что нас окружают миллионы всевозможных звуков разной высоты, окраски со своим неповторимым звучанием. У кого-то это будет музыка города... у кого-то тихой сельской местности.
Но слышим ли мы песню или произведение? Конечно, ведь это музыка жизни... в чистом виде. Но привычно ли нам слушать ее такой?
Человеческое ухо способно различать звуки в диапазоне от 16 Гц до 20000 Гц. Представляете какой объём информации, какое количество звуков!!! А в одном известном нам мажорном ладу нот всего 7. А в октаве 12 звуков вместе с черными клавишами. Ну на всем фортепиано 88 клавиш!
Т.е для того, чтобы петь и играть на одном языке, люди договорились и придумали систему звуков и присвоили им абсолютные значения. Простым языком, решили, что вот это будут вот такие вот ноты с такой-то высотой. И конечно же эти системы имеют свою логику организации и математические закономерности, но мы не будем пока в это углубляться.
Представим, что если человек родился в глуши, в семье мало пели и не слушали музыку, нет было музыкального инструмента, то вероятно, он будет плохо ориентироваться в этой, придуманной человеком музыкальной системе, так как она не загруженна в его мозг.
Да-да! В наш компьютер под названием «мозг» не загрузились данные, и он попросту не может раскодировать информацию. Не сформировались нейронные связи. И мы требуем от него, чтобы он мог распознавать и воспроизводить из тысячи звуков, которые он слышит, те что обозначил человек и назвал нотами?!
Забавно, правда? То есть, когда мы были маленькими наш мозг воспринимал и запоминал эти лады, слушая музыкальные произведения, впитывал эти данные, чтобы впоследствии развить у себя Чувство Лада.
Чем больше был контакт с музыкой, тем вероятнее всего больше будет эта способность у человека развита. Вот мы и подходим к сути. Получается, что это самый настоящий навык, даже совокупность навыков, которые формируются при прослушивании, воспроизведении музыки (мы не берём в расчёт вокальную технику). И она бывает в разной степени развита.
Конечно есть артисты, у которых этот навык был очень развит в силу восприимчивости, способности концентрироваться и других факторов, которые влияют на процесс обучения. Возможно, многие из нас еще в детстве впитали в себя это чувство, и нам кажется, что мы это всегда могли.
А кому-то повезло меньше. Но разве это повод расстраиваться, если есть время и желание! Каждый человек, который имеет желание петь, но не имеет ощущения систем ладов может этому научится вне зависимости от возраста!
Интересно? Было ли такое у вас, что кто-то говорил, что Вам не дано? Музыка это не Ваше? Медведь на ухо наступил? буду рада, если поделитесь историями в комментариях!
Алена Соколова
Автор песен, певица, преподаватель вокала
Соведущий тренинга «Пение природным голосом»
Онлайн-курс
Настроить голос для жизни и пения
С обратной связью и поддержкой преподавателя
Онлайн-курс
Настройка голоса
для общения и бизнеса
С обратной связью и поддержкой преподавателя
Онлайн-курс
Развить музыкальный слух и научиться петь
Оставьте комментарий или вопрос: