С обратной связью и поддержкой преподавателя
Тембр — это качество звука, его окраска, передаваемая во время пения и разговора. Вы различаете музыкальные инструменты даже при воспроизведении одной и той же мелодии. Каждый человеческий голос точно так же индивидуален. Это легко заметить, если вы слушаете подкасты и аудиокниги. Один чтец нравится настолько, что уже не очень важно, что именно он начитывает. А другой так неприятен, что невозможно слушать даже интересную книгу. Это впечатление во многом зависит от тембра.
Комедианты, стендап-комики, артисты театра и радио прекрасно регулируют тембр голоса: они знают, какие факторы влияют на него, и могут их изменить. Некоторые певцы тоже делают это, хоть и не все: для многих индивидуальность, узнаваемость звучания имеет первостепенное значение. Примером успешного изменения голоса стала Лана дель Рей. Сейчас у нее контральто, это самый низкий певческий тембр для женщин. А на ранних записях она звучала как птичка. Лана признаётся, что ее не воспринимали всерьез, поэтому она стала петь на низких нотах.
Речевой тракт гораздо более гибкий, чем мы думаем. Мы можем сознательно ослабить или усилить взаимодействие языка, гортани, голосовых связок, чтобы получить другой тембр. То, как вы говорите или поете, играет важную роль при передаче эмоций звуком. Например, Адель или Джо Кокер «берут за душу», передают всю гамму чувств зрителям в каждой песне. Но то, что вы слышите — результат длительных репетиций с инструкторами по вокалу и работы с продюсерами, которые помогли выбрать правильную окраску и тональность.
За основу классификации берется диапазон — сколько и каких октав человек использует при пении, в речи. Обычно это 1,5–2 октавы (музыкальный интервал из 8 нот) для вокала и 3–4 ноты при разговоре. Классификация условна, ведь есть люди с диапазоном баса и баритона, сопрано и меццо-сопрано. Среди певцов встречаются уникумы. Например, Димаш Кудайберген, который «берёт» 6 октав: от баритона до сопрано плюс немного из басового регистра. Почти 6 октав и у лидера Guns N’ Roses Эксла Роуза. Абсолютный рекордсмен, дважды внесенный в Книгу рекордов Гиннесса, — американский певец и композитор Тим Стормс. Его диапазон — 10 октав. Итак, вот классификация:
1. Мужские голоса: тенор, баритон, бас. Первый — самый высокий, охватывает две октавы от «до» малой до «до» второй. Среди знаменитых исполнителей — Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Андреа Бочелли и другие. Разновидности:
a) альтино — звонкий, со светлым звучанием;
b) лирический — мягкий, серебристый, с большой певучестью;
c) лирико-драматический. По силе звука и эмоциональной окраске уступает драматическому. В пении может исполнять и лирические, и драматические партии;
d) драматический — сильный, густой, насыщенный, близок к баритону.
Далее идет баритон. Его диапазон — от «ля» большой октавы до «ля» первой. Знаменитые баритоны: Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, Фрэнк Синатра.
Разновидности:
a) тенор-баритон, баритональный тенор. Обладает чертами и тенора, и баритона;
b) лирический. Звучит легко, но имеет типичную баритональную окраску;
c) лирико-драматический. Сильный, насыщенный, с ярким светлым звучанием;
d) драматический. Мощный, тёмный, исполняет преимущественно низкие партии;
e) бас-баритон. Промежуточный вариант с массивными нижними нотами.
Бас — самый низкий, глубокий, насыщенный. Диапазон — от «ми» большой октавы до «соль» первой. Знаменитые басы: Барри Уайт, Тилль Линдеманн, Федор Шаляпин.
Разновидности:
a) бас-кантанте — высокий, певучий, близок к баритону;
b) центральный — ярко выраженный, насыщенный, верхние ноты воспроизводятся с трудом;
c) профундо — низкий, раскатистый, густой.
2. Женские — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Первый — самый высокий, его диапазон — от «до» первой октавы до «до» третьей. Знаменитости: Монсеррат Кабалье, Мария Каллас.
Разновидности:
a) колоратурное — самое высокое. Идеально исполняет арпеджио, гаммообразные пассажи;
b) лирико-колоратурное. Сильные ноты головного звучания;
c) лирическое. Мягкое, красивее всего звучит во второй октаве;
d) лирико-драматическое. Более плотное, может исполнять драматические кульминации;
e) драматическое. Мощное, эмоциональное, объемное, с плотной серединой.
Меццо-сопрано — насыщенное, с мягкими грудными нотами. Певческий диапазон — от «ля» малой октавы до «ля» второй. Знаменитые исполнительницы: Людмила Зыкина, Валерия, L. P.
Разновидности:
a) драматическое — по звучанию близко к драматическому сопрано. Главное отличие — меццо-сопрано удобнее петь в среднем и нижнем регистре;
b) лирическое. Менее чувственное, чем сопрано, более низкое;
c) колоратурное. Встречается редко. Яркое, гибкое, грудное.
Контральто — самый низкий женский голос. Диапазон: от «ре» малой октавы до «ля» второй. Отличается ярко выраженным грудным резонированием. Знаменитости: Шакира, Лана дель Рей, Лолита Милявская.
Мы знаем, что при публичных выступлениях и в разговорах важно выглядеть спокойным, уверенным в себе. Очень многое считывается через позу. Однако звук чуть ли не важнее «визуала». Так же, как жесты и мимика отражают наши мысли, голос рассказывает об эмоциях, психологических барьерах. Он повествует о вашем характере и отношении к делу. В профессиональном мире слишком пронзительный, резкий, детский голос может быть препятствием для карьерного роста. Он не позволит вам быть услышанным, достучаться до аудитории и добиться своей цели.
Это интересно: в 2016 году доктор Кришнан Найр, постдок из Северо-Западного университета Чикаго, опубликовал исследование, где доказал, что руководителям-мужчинам платят больше, если у них сильный и маскулинный голос. Для этого он и его команда сравнили записи СЕО нескольких ведущих британских компаний в первые три года их пребывания на посту. Оказалось, что чем глубже и внушительнее они говорили, тем больше им платили. Какова причина? Человек подсознательно ассоциирует мужской голос с физической силой, автоматически перемещает обладателя хорошо поставленной, уверенной речи в положение лидера.
Конечно, это не означает, что одна только низкая, грубая речь сделает Халка хорошим генеральным директором. Но исследование Кришнана Найра интересно не этим. Оно наглядно показывает неуловимую связь между тембром и позицией силы, которая заходит так далеко, что влияет даже на вашу зарплату.
Нюансы женского и мужского звучания проявляются больше в тоне, чем в высоте. Доктор языковых наук Арон Арнольд, PhD Лувенского католического университета, отметил в исследовании Voice and Transidentity: The Role of the Voice in Gender Perception 2015 года, что женщину невозможно на слух спутать с мужчиной, даже если она говорит серьезно, в низком регистре. Всё дело в тоне. Чтобы показать разницу между высотой звука и тембром, Арнольд приводит пример одной и той же ноты, сыгранной на фортепиано и на скрипке. Высота одна, а тон разный. Он уверен, что ожидание разницы в звучании речи мужчин и женщин основывается на социальных конструкциях. Подсознательно нам кажется, что мужчина должен говорить уверенно и властно, а женщина передает образ матери — мягко, мелодично, с легкими нотками твердости. Безусловно, это клише, но избавиться от него до конца пока не получается. Возможно, вы сами замечали, как мужчина, который говорит мягко, тихо, с теплыми интонациями, как будто остается «за кадром», с его мнением не хотят считаться. Это особенно важно в профессиональном контексте. Ведь первое, что замечают люди, это ваши навыки общения.
Нет, речь не о том, чтобы скопировать тембр и манеру речи другого человека. То, как вы говорите, — часть вашей личности, и, если вы верите в сказанное, вас услышат. Идея в том, чтобы восстановить именно ваше звучание, убрать психологические барьеры, стеснение, поработать с дыханием, вернуть чистоту речи. Три важные вещи для того, чтобы вас слушали:
Поэтому прежде всего нужно решить проблемы с внутренним напряжением, боязнью сцены, плохой дикцией, ритмом. А после этого — переходить к работе с тембром
.
Значение имеют объем и форма трахеи, работа ротового и грудного резонаторов, плотность смыкания голосовых связок. Кроме этого, на то, как вы говорите и поете, влияют дыхание, дикция и артикуляция. Важны зажимы — неприятные ощущения в груди, челюсти, горле и других частях тела. Наверное, вы знаете, что в стрессовой обстановке говорить неудобно. Человек начинает заикаться, речь становится тихой, наполняется паузами, словами-паразитами, неправильными интонациями. Нервничая, мы торопимся, глотаем слова или, наоборот, слишком растягиваем их. У многих проскакивает фальцет — слишком высокий регистр, «взвизгивание». Всё это можно исправить при помощи профессиональных педагогов. Для видимого эффекта нужно время: будьте готовы работать не только на занятиях, но и самостоятельно. Внешние факторы:
Вам нужна полная программа по работе с голосом. Она не сделает вас оперным певцом, но поможет раскрыть природную выразительность и красоту звучания. Вам самому будут нравиться ваши выступления и в живом исполнении, и в записи. И, конечно, это заметят окружающие. Что входит в программу:
Изменение тембра — непростая задача, которая требует много внимания и сил. Однако сделать это — реально. Заниматься можно даже онлайн: здесь важна именно ваша отдача, концентрация на ситуации, выполнение рекомендаций педагога. В процессе обучения вы исследуете возможности своего организма, приобретаете контроль над ним, настраиваете его, как музыкальный инструмент: чутко, бережно, с заботой. И ваши усилия обязательно будут оправданы.
Онлайн-курс
Настроить голос для жизни и пения
С обратной связью и поддержкой преподавателя
Онлайн-курс
Настройка голоса
для общения и бизнеса
С обратной связью и поддержкой преподавателя
Онлайн-курс
Развить музыкальный слух и научиться петь
Оставьте комментарий или вопрос: