постановка голосаМеню
постановка голоса
упражнения для голоса

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) был разработан кандидатом педагогических наук, актером и вокалистом Виктором Емельяновым. В процессе учебы, а затем и певческой карьеры он неоднократно задавался вопросом, почему все его преподаватели и кураторы говорили о том, какой звуковой результат нужно получить, но никто не рассказывал, как именно и какими мышцами сделать. Емельянов пытался найти нужный механизм, консультировался с врачами-фониатрами, успешными певцами, учеными. Переломным моментом стал перенесенный им ларинготрахеит с последствиями в виде кровоизлияния в голосовую складку с отслойкой слизистой. Для скорейшего восстановления он использовал упражнения из дыхательной гимнастики Александры Стрельниковой. В дальнейшем разработал собственную многоуровневую обучающую программу, которая позволяет развить мышцы, участвующие в звукообразовании, решить проблемы с голосовым аппаратом, устранить последствия травм и заболеваний.

Причины потери голоса:

  • Заболевания ЛОР-органов. Воспаление миндалин, отек глотки, гортани сказываются на силе, тембре и тональности голоса. Без своевременного лечения осиплость перерастает в полную невозможность говорить.
  • Перенапряжение голосовых связок. Это «профессиональная» болезнь педагогов, экскурсоводов, чтецов, публичных ораторов. Дети тоже могут охрипнуть после шумных праздников, пения, но у них восстановление происходит быстрее. У взрослых складки слизистой гортани менее эластичны, при полной афонии («пропал голос») нужна консультация врача-фониатра.
  • Стресс. Резкие перемены в жизни, нервное перенапряжение приводят к психогенной афонии и дисфонии, так организм защищается от потрясений. Без лечения есть риск органических изменений связок — на них появляются доброкачественные образования — «узелки». Человек начинает хрипеть при разговоре, говорит тихо, слабо, в горле есть чувство жжения. Терапия комплексная — с голосовыми упражнениями, медикаментозным лечением.
  • Нарушения эндокринной системы. В данном случае в первую очередь влияет гипотиреоз (щитовидная железа), который провоцирует отек складок и осиплость. Гормональный взрыв у подростков тоже сказывается на работе голосового аппарата. Для правильного лечения нужно сперва определить причину, в реабилитации подключать фониатра.
  • Новообразования. На гортани могут появляться доброкачественные опухоли — кисты, фибромы и т. д. Часто их вызывает хронический ларингит. Методы лечения: хирургия, фонопедическая терапия.

Это самые частые варианты, кроме них возможны врожденные нарушения в области гортани, химические ожоги, травмы, психосоматика и т. д.

Какие фонопедические упражнения используют для восстановления голоса

До начала занятий необходима консультация отоларинголога или фониатра, тщательный сбор анамнеза. После того как причина нарушений определена, разрабатывается программа реабилитации речевого аппарата. В нее входят:

  • Дыхательная гимнастика. Коррекция дыхания — первый этап при голосовых расстройствах. Необходимо скоординировать работу гортани и дыхания. Для этого пациент выполняет статические и динамические упражнения, тренирует длительный выдох.
  • Координация фонации и артикуляции. Фонация — озвучивание речи, в ней задействованы гортань, голосовые связки, рот, глотка. Артикуляция — положение языка, челюстей и мягкого неба для громкой четкой речи. Оба механизма должны работать в комплексе.
  • Автоматизация навыков.

Примеры упражнений

Дыхательная гимнастика:

  • вдох и выдох через нос;
  • вдох через нос, выдох через рот и наоборот;
  • вдох и выдох попеременно через левую и правую ноздрю;
  • вдох через левую, выдох через правую ноздрю и наоборот;
  • вдох через нос, выдох через нос толчками и т. д.

Тренировка мышц шеи, гортани:

  • руки в замок на затылке, отклонять голову назад, преодолевая сопротивление рук;
  • кулаками подпереть подбородок, наклонять голову вперед;
  • ладони на ушах, наклонять голову в стороны;
  • надувать щеки;
  • доставать языком мягкое небо и другие.

Стимуляция фонации:

  • Чистое естественное произношение звука «м» с плавным затиханием в положении стоя, при шагах. Далее к нему добавляют гласные.
  • Произнесение изолированных гласных звуков и сочетаний.
  • Гласные и звук «й».
  • Закрепление навыка голосоведения в словах, фразовой речи.
  • Вокальные упражнения.

Выбор речевого материала подбирается индивидуально в зависимости от причин голосовых нарушений и поставленных задач. Например, при узелках на голосовых связках звуки на занятиях сначала произносят в уме, потом работают над артикуляцией, постепенно усложняя задание. При хроническом ларингите важно научиться использовать гортань без перенапряжения, в удобном регистре и диапазоне, с выдохом «на опоре».

Процесс восстановления голоса

На подготовительном этапе фонопед объясняет пациенту, как работает речевой аппарат, откуда берется звук и какие органы в этом задействованы. Рассказывает о фонопедической методике, каким образом она помогает убрать хрипоту, сиплость, восстановить нормальную громкость и тембр. Проводит дыхательную и артикуляционную гимнастику. Цели занятий: постановка правильного дыхания, тренировка мышц голосового аппарата, упражнения на развитие силы, тембра, длительности звучания голоса. Весь процесс находится под контролем фонопеда. Он объясняет, для чего конкретно нужно правильно дышать, отрабатывать произношение гласных и согласных, пропевать звуки. Без активного включения пациента в работу добиться стойких заметных результатов невозможно.

Важность правильного дыхания

Умение дышать — самое естественное, что мы делаем с рождения. Поэтому принять, что все время вы дышали неправильно и нужно переучиваться, достаточно сложно. Есть разница между дыханием для того, чтобы жить, и для того, чтобы говорить. Правильные вдох и выдох дадут вам более сильный, красиво окрашенный голос, четкую выразительную речь. Признаки того, что вы дышите неправильно:

  • Вам не хватает воздуха закончить фразу.
  • К концу предложения переходите почти на шепот.
  • Вы вообще говорите негромко, людям приходится переспрашивать.
  • Во время пения, декламации стихов, монологов быстро устаете.
  • Чувствуете напряжение в горле и легких.
  • В речи слышатся шипение и хрипы.

Все эти проблемы можно скорректировать одной только гимнастикой. Полноценное дыхание позволит вам чувствовать себя уверенно, придаст вашим сообщениям больше энергии, округлит тон, добавит силы и насыщенности тембру, расширит вокальный диапазон. Кроме того, снизит нагрузку на связки и гортань, поможет быстрее восстановиться после заболеваний, травм, избежать перенапряжения. Дыхательные техники направлены на:

  • эффективную работу легких;
  • контроль воздуха, проходящего через гортань;
  • долгий полноценный выдох.

Глубокое плавное дыхание применяется в медитации. Концентрируясь на механизме вдоха и выдоха, вы отвлекаетесь от тревог, стресса, настраиваетесь на сон и отдых, быстрее восстанавливаетесь после физической нагрузки.

Хотите ещё упражнения для голоса?

Оставьте комментарий или вопрос:

С

Светлана

8 января 18:38

После отека квинке стал пропадать голос. За последний год нет голоса уже 5месяцев. Помогаю себе сама,ищу упражнения,выполняю их,стало уже лучше

Рекомендуем

Онлайн-курс

Возрождение природного голоса 3.0


Настроить голос для жизни и пения

С обратной связью и поддержкой преподавателя

Онлайн-курс

Голос на миллион 2.0


Настройка голоса для общения и бизнеса

С обратной связью и поддержкой преподавателя

Онлайн-курс

Пение природным голосом


Развить музыкальный слух и научиться петь

  • Развитие музыкального слуха
  • Соединение слуха и голоса
  • Обучение пению с нуля